Допрофильная подготовка

Дата: 8 декабря 2017 в 09:43, Обновлено 23 октября 2018 в 08:44

Программа допрофильной подготовки

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающего знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования.

Современные тенденции социально-экономического развития  заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования.

Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 7-ом классе учащийся должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение.

Для эффективного личностного становления учащимся  необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка и помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении дает возможность молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.

Для воспитания учащихся наиболее актуальными являются следующие направления психолого-педагогической работы:

• предоставление информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии после окончания  школы;

• позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, а именно на формирование таких качеств и умений, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умение делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли;

• предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.п.;

• развитие самосознания, повышение самооценки и уровня притязаний.

Следовательно, психолого-педагогическая работа, нацеленная на помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении, становится главным механизмом становления их личности в целом, а также помогает удовлетворить актуальные потребности, возникновение которых обусловлено возрастным развитием подростков.

Работа по предпрофильной подготовке осуществляется со всеми субъектами образовательного процесса – учащимися, педагогами и родителями по 3 основным формам:

 - просвещение

- диагностика

- консультирование

Целью психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки является создание условий для оптимального развития и образования учащихся с учетом их здоровья, психофизиологических возможностей, интересов, склонностей и способностей,  а также способствование самоопределению учащихся относительно профиля обучения и дальнейшей сферы профессиональной деятельности.

Задачи:

- выявление интересов, склонностей, способностей учащихся  и формирование

практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной

деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

- оказание помощи в приобретении учащимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов,

ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной

деятельности;

- формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Предпрофильное образование имеет две ступени:

1-я ступень –7- 8-е классы;

2-я ступень – 9-й класс.

  I-ступень – предпрофильный этап «Познай себя»

 Цель – создание условий, необходимых для формирования ключевых компетентностей, позволяющих совершить учащимся осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.

   Задачи:

- содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей;

- актуализация процесса формирования представлений о мире профессий и характере труда.

II- ступень – предпрофильный этап «Твой выбор».

Цель: конструирование условий, способствующих формированию  самоопределения.

Задачи:

- формирование знаний о психологических особенностях личности, мире профессий, содержании профессиональной деятельности в различных сферах;
- развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебных и профессиональных качеств, важных для профессионального самоопределения;
- обучение основам выбора профессий

Результатом психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников являются сформированность профориентационно значимой компетентности и способности выступать в качестве субъекта профессионального выбора, выражающиеся в готовности старшеклассника:

·  испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в избранном образовательном профиле; в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;

·  выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;

· ставить образовательную и профессиональную цель, использовать  внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

· приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб, проводить его рефлексивное осмысление;

· владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющего общества и рынка труда;

·  выявлять ограничители свободы выбора направления продолжения образования и определять пути их преодоления;

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.